История храма Рождества Богородицы на погосте Уполозы восходит к древним временам, архивно-документальная формулировка свидетельствует, что церковь существует "с незапамятных времен". В 1577 году здесь, на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, "построенная исстари", а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское". В начале XVII века "у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии"
 

Слово в день памяти преподобного Павла Фивейского. О богатстве и нищете

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

Сегодня из Евангелия мы прочитали удивительный случай - эпизод с богатым юношей. Мы, конечно же, много раз в Евангелии читали этот эпизод, который заканчивается словами Господа: "трудно богатому войти в Царствие Небесное". Человек в своем внутреннем устройстве, состоянии не меняется с годами. Человечество не меняется. Какой человек сейчас, таким же он был и две тысячи лет назад, и четыре тысячи лет назад. Как сегодня, так и раньше люди завидовали, подсиживали, лгали. Так было и много веков назад. И точно так же, как сегодня, люди соблазняются о богатстве, точно так же люди соблазнялись о богатстве и во времена Господа Иисуса Христа и раньше.

Но трудно богатому войти в Царствие Небесное. Потому что Царствие Небесное - это царство нищих, тех, кто все отдал. Потому что любовь - это жертва, это отдача, и невозможно любить, не отдавая. И это значит, что невозможно быть, невозможно иметь любовь и быть богатым настоящим. Тот, кто любит, тот нищий. Многие женщины, когда рожают ребенка, всю свою жизнь отдают ему, жертвуют карьерой, работой, положением в обществе, и становятся никем, становятся нищими. Вот это и есть истинная любовь. Мужчины, которые вчера еще трудились на работе, а сегодня уже умирают с оружием в руках, защищая свой дом, свою землю, православие, правду. "Нет больше той любви, кто душу свою положит за друзей своих". И это есть истинная любовь. Но человек богатый, когда умирает, он остается ни с чем, потому что ничто в тот мир мы с собой не заберем. Всё, что нажили здесь на земле, всё, абсолютно, оставим. А смерть грешников люта, потому что не с чем идти на Суд Божий, нечем прикрыть свою наготу. Истинно богат лишь тот, кто богатство свое отдает и становится нищим.

Сегодня мы вспоминаем преподобного Павла Фивейского. Он жил в третьем веке в Египте, в городе Фиваиде. И, оставшись сиротой, он претерпел много от родственников из-за наследства, опять же из-за богатства. Не хотели родственники святого жить по справедливости. Но что же сделал святой? Он не стал спорить и что-то доказывать. Но когда узнал, что его хотят предать властям как христианина (а тогда было гонение на христиан в правление Декия), тогда он удалился в пустыню и жил в пещере. Поселился в пещере и прожил в ней девяносто один год в труде, в посте и молитве. Ведь он оставил все, все имущество, все, что было у него. Остался ни с чем. Он оказался лишним в этом мире и стал нищим. И разве не это есть истинная любовь? Любовь к тем своим родственникам, которые его притесняли. И он, не имея ничего, молился, ворон приносил ему пищу. Так он и жил много-много лет. Мир бурлил, менялись правители, но перед святым Павлом открывалась бесконечность природы, творение Божие, которое не меняется от настроения человека. И святой Павел, от силы в силу восходил в умный духовный мир.

Богу было угодно, чтобы мир узнал об этом удивительном святом. О нем узнал в видении преподобный Антоний Великий. Старцы беседовали друг с другом, и святой Павел возвестил своему собеседнику о своей скорой кончине. Когда это случилось, из пустыни прибежали два льва и выкопали могилу для святого Павла. Хотя преподобный Павел Фивейский не основал ни одной обители, но его последователи населили пустыню и основали много монастырей. Потому преподобный Павел Фивейский считается родоначальником монашества. Это очень поучительно для нас читать Евангелие, и узнавать о жизни святых, тех, кто последовал исполнению заповедей Христовых.

Что нам копить в этом мире? Что нам собирать, если все сгорит? Мы все оставим. Истинная ценность для человека в этом земном мире - это твой брат и твоя сестра. Мы называем друг друга братьями и сестрами, но по-настоящему ли мы действительно друг для друга братья и сестры? Братья и сестры - это те, кто ближе друг к другу больше всех. Самые близкие люди. Братья и сестры, разве мы такие близкие люди друг другу? Близкие люди готовы пожертвовать многим. Да, что там говорить, у кого есть братья и сестры по крови, я думаю, готовы пожертвовать всем, своей жизнью для них. А вот для братьев и сестер по вере мы готовы ли чем-то пожертвовать, хотя бы своим самомнением? Это очень небольшая жертва, но к сожалению, часто мы не можем пожертвовать ради них даже этим. И получается, что эти красивые слова "братья и сестры" для нас являются всего лишь игрой, но не касаются нашего внутреннего.
Так можно скатиться до того, чтобы ходить в церковь, молиться и даже причащаться, но без внутреннего изменения, и жить всё с теми же пороками, которые были до этого, и с завистью и прочими страстями. А что же тогда сможет нас вразумить? Если слово не вразумляет нас, Евангелие не вразумляет, что же тогда сможет изменить наше внутреннее? Большое потрясение, большая беда, война, природные катаклизмы... Те условия, когда человек будет вынужден, для того чтобы выжить, жертвовать собой. Вот что сможет нас вразумить. Но зачем же нам прогневлять Господа?

Господь очень милостив к нам. И вот, хотя идут боевые действия, для нас продолжается мирная жизнь. Тревожный звоночек уже прозвучал. Пора нам вразумиться, измениться. Подумать о том, что мы можем отдать, а не то, что мы можем взять. А когда мы совершаем Божественную литургию и молимся самому Господу Иисусу Христу, то в Литургии есть такие слова, что никто не может, связавшись плотскими похотьми и сластьми, приближаться к Господу Иисусу Христу, - это в одной из молитв, которую читает священник. Будем очень трепетно относиться к великой тайне - Тайне тела и крови Господа нашего Иисуса Христа. Причащаясь по-настоящему, простим всех своих обидчиков, по-настоящему приблизимся к нашим братьям и сестрам по вере. Будем готовы жертвовать всем, чем только потребуется для них, и будем иметь жизнь, полную жизнь, в Господе нашем Иисусе Христе.

Аминь.

Предыдущая проповедь
Слово в день памяти мученицы Татианы
Следующая проповедь
Как сохранить помыслы в чистоте
Поделиться:

Мы Вконтакте