История храма Рождества Богородицы на погосте Уполозы восходит к древним временам, архивно-документальная формулировка свидетельствует, что церковь существует "с незапамятных времен". В 1577 году здесь, на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, "построенная исстари", а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское". В начале XVII века "у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии"
 

Память прп. Марии Египетской. О власти и служении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем святую преподобную Марию Египетскую. Мы не будем сейчас приводить полностью её житие, но обратим внимание всего на два ярких момента. Первое ‑ это когда состоялось обращение святой к Богу, тогда она ещё была грешницей. Она приехала в Иерусалим и пошла вместе с людьми, которые шли поклониться Святому Кресту. И она шла вместе с ними и тоже вместе с ними хотела приложиться к Святому Кресту Господню. Но сила невидимая ее отстранила. Трижды она пыталась войти в храм, но только обратившись ко Пресвятой Владычице Богородице, к идеалу чистоты и, помолившись Ей, преподобная Мария Египетская смогла войти в церковь и приложиться ко Кресту. Но в житие говорится, что она не только приложилась ко Кресту, но также причастилась Святых Христовых Таин. И только после этого она перешла Иордан и провела 47 лет в пустыне. Причастилась до того, как совершила все свои подвиги покаяния.

Очень важный момент: мы часто себя оправдываем в том, что не причащаемся. Мы говорим, что мы не прочитали трёх канонов с акафистом и последования ко Причастию, и что мы работаем семь дней в неделю без выходных, когда же нам причащаться, а нужно подготовиться, и таким образом проявляем лукавство. Причастие не даётся за что-то, оно даётся даром, просто так. А наш пост и молитва по мере сил ‑ это всего лишь наша благодарность Богу за то, что нам даётся даром. Бог хочет, чтобы мы причащались Его Тела и Крови, Крови, которую Он пролил за нас. Это, видимо, образ принятия нами Его Жертвы. Но какая же ситуация получается, когда мы отказываемся от этого дара? По - настоящему мы тогда являемся участниками притчи о званых на брачный пир, о званых, которые на пир не попали. Обратим на это внимание, нужно обязательно иметь ритм церковной жизни так, чтобы нам регулярно причащаться Святых Христовых Таин, приносить жертву Богу в виде поста, молитвы и покаяния в меру сил и возможностей. Самое же главное ‑ это примирение. Главное условие для причастия ‑ это мир со своими ближними. Никто не может причащаться, находясь во вражде. Преподобная Мария Египетская помолилась Пресвятой Богородице, и уже эта краткая молитва примирила её с Богом, и потому она смогла причаститься сразу же Святых Христовых Таин.

Второй момент ‑ это когда святой авва Зосима, который и поведал миру о такой подвижнице, как Мария Египетская, уходил из Иорданского монастыря в пустыню, по традиции этого монастыря, уходил в пустыню на время Великого Поста. И он хотел зайти как можно дальше в пустыню, чтобы увидеть тех подвижников, которые подвязались в глубине пустыни. Он шёл 20 дней, то есть половину поста, и вот, наконец, он дошёл до того места, где встретил святую преподобную. Как же произошла их встреча? Состоялся диалог, в котором авва Зосима уговаривал святую не бежать от него. Но когда они подошли друг к другу, авва Зосима дал святой свой плащ, и они просили друг у друга благословения, и никто не хотел уступить. Авва Зосима знал, что это святая подвижница, и он был никак не достоин дать ей благословение своё. А святая преподобная умоляла его дать ей благословение, поскольку он почтён пресвитерским саном. И так никак никто не уступал. И, наконец, разрешился этот момент тем, что святая преподобная произнесла краткую молитву, и так произошла их встреча.

Вот так же и нам нужно не уступать, не уступать смирению друг перед другом. Часто мы не просто уступаем, но мы стремимся к превозношению и не уступаем как раз в обратную, в превозношении друг перед другом. Всякое явление, которое происходит в нашей жизни, имеет две стороны ‑ прямую и обратную. И, когда начинаешь делать какое-либо дело, начинаешь и превозноситься. Так любое дело, оно имеет одну сторону ‑ это служение, а вторая сторона ‑ это власть. И так или иначе, когда ты начинаешь дело служения, к тебе приходит и власть, даже если ты всего лишь дворник. Потому, прожив всю жизнь и делая дела служения, может оказаться так, что ты не пойдёшь в райские обители, а пойдёшь в муку вечную. Потому что всю жизнь, делая дела служения, ты стремился к власти, а не к служению. И не просто стоял на месте, а наоборот, падал. Потому и сказал Царь на Страшном Суде, что те грешники, которые думали, что они служат Богу, они ничего не сделали доброго. Ничего не сделали доброго для ближнего своего, а потому ничего не сделали доброго для Него.

Вот и сегодня мы прочитали отрывок в Евангелии, когда Господь шёл в Иерусалим на Свои крестные страдания, два ученика подошли и что - то просили у Него, Иаков и Иоанн, и они просили о том, чтобы сесть по правую и по левую сторону от Него, когда Он приидет во Царствие Свое. Они просили о власти. Господь поправляет их ответ, их вопрос. Господь открывает Своим ученикам, что в миру все стремятся к превозношению друг над другом, к власти. Но между нами, христианами, да не будет так. Служение должно быть первой причиной наших дел. Нам нужно стремиться не к власти, а к служению. И Господь сказал, если кто хочет быть первым, да будет всем рабом и слугой. Вот тогда общество учеников Господа, общество христиан и будет настоящими последователями Иисуса Христа, верными, верными учениками.

Нам нужно быть обязательно верными. Словом, верные так и называются христиане, то есть хранящие верность Господу. Верность хранит Господу тот, кто служит, а не тот, кто властвует. Очень легко изменить Господу, очень легко предать Его. Можно делать одно и то же дело, но как один маленький момент может сыграть роковую роль? И мы можем очень легко предать Господа. Нам нужно очень внимательно следить за своим внутренним состоянием. Нет ли там превозношения и стремления к власти? Там должна быть любовь. Любовь ‑ это принятие всякого человека, каждого человека. И так можно перечислять всех своих знакомых: Принимаю ли я этого человека, принимаю ли я этого человека. И вот так, открыв свое сердце для всех, вот только тогда мы и вступим на дело служения, на дело любви. Так нам и нужно подготовиться к дням Страстной седмицы, к Светлому Христову Воскресению.

Аминь!

Предыдущая проповедь
О тщеславии как враге любви. Прп. Иоанна Лествичника
Следующая проповедь
Как не бояться смерти
Поделиться:

Мы Вконтакте