История храма Рождества Богородицы на погосте Уполозы восходит к древним временам, архивно-документальная формулировка свидетельствует, что церковь существует "с незапамятных времен". В 1577 году здесь, на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, "построенная исстари", а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское". В начале XVII века "у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии"
 

Как не бояться смерти

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами вспоминаем событие, о котором слышали в пространном евангельском рассказе. Мы с вами слышали это чтение голосом нашего дьякона, отца Михаила. Евангельский рассказ, повествующий об этом событии, рассказывает о том, как Господь воскресил своего друга Лазаря. Когда мы слышим этот рассказ, мы невольно задаемся вопросом, почему многие люди умирают, но Господь не воскрешает их, и почему только в особом, исключительном случае Он принял решение даровать жизнь человеку, который уже расстался с жизнью - Лазарю.

Господь совершил это чудо, в частности, по двум причинам. Во-первых, чтобы подготовить людей к Своему собственному Воскресению. Чтобы увидев, что Господь способен воскресить человека, они впоследствии уверовали в Его Воскресение, в то, что это Воскресение не прельщение, не ложь, не обман. И во-вторых, Господь совершил это чудо, как говорит тропарь сегодняшнего праздника, общее воскресение уверяя. То есть, чтобы мы поверили в воскресенье всех людей, когда-либо живших, живущих и тех, кто будет жить на земле.

Празднуя воскрешение праведного Лазаря, мы, конечно, думаем и о том, как воскреснут наши близкие, ушедшие из этого мира, и какое воскресенье ожидает каждого из нас. Вокруг нас умирают люди: старые и молодые, больные и здоровые. Человечество изобрело разные способы продления жизни, но не может и никогда не сможет создать лекарство от смерти, и все прекрасно знают это, хотя многие и не любят думать, что жизнь их и каждого человека, рано или поздно, закончится смертью. На это существует народная мудрость: каждый человек знает, что он умрет, но никто не верит, что это произойдет именно с ним. В современном мире, где религия занимает все меньше места, где все больше торжествует нецерковное мировоззрение, люди стараются представить смерть таким образом, чтобы она как можно меньше шокировала их. И когда человека хоронят, его кладут в гроб, и гроб закрывают крышкой, чтобы окружающие не видели тела умершего. Тогда как в православной традиции мы отпеваем человека, который лежит в открытом гробу. Мы видим его лицо, руки. Мы, прощаясь, прикладываемся к его мертвому телу, и это потому, что мы верим в воскресение, воскресение не только души, не только духа, но и тело.

Через несколько дней, в Великую Субботу, мы будем слышать пророчество Иезекииля о том, как Господь воскресит весь род человеческий. В этом пророчестве описывается, как Господь собирает кости умерших, соединяет их одну с другой, а потом покрывает их плотью и вдыхает в них дух, то есть воссоздает каждого человека с его телом, душой и духом. Это не сказка, не миф, а та вера, которую мы с вами получили от самого Господа нашего Иисуса Христа.

Мы знаем из учения отцов Церкви, что тела людей, которые воскреснут к новой жизни, будут отличаться от тел, которые мы носим сегодня. Это не будут точно такие же материальные тела, подверженные болезням и страданиям. Но мы знаем, тем не менее, что воскреснем как полноценные люди, которые имеют тело, душу и дух, и мы, в этом новом теле, которое получим от самого Господа, будем жить вечно.

Поэтому, братья и сестры, не следует бояться смерти, бояться видеть тело умершего человека, бояться думать о том, что это тело будет превращено в прах. Господь из праха, по сути, создал нас, и через смерть мы в прах возвращаемся, но однажды Господь из праха воссоздаст нас, чтобы мы жили вечно.

Путь к воскресению для нас открыт воскресением Господа Иисуса Христа, который был Богом воплотившимся, но который был и человеком, подобным нам, носившим такую же плоть, какую носим мы с вами. И мы знаем, что Господь воскрес в теле. Это не было лишь духовное, интеллектуальное или мнимое воскресенье. Нет, мы читаем Евангелие, как воскресший Господь ел рыбу, преломлял хлеб, являлся ученикам. Но мы понимаем, что Его Тело изменилось, оно стало не таким, каким было при земной жизни Спасителя. Именно поэтому ученики не всегда узнавали Его. Как мы с вами читаем, и такие новые тела получим мы с вами в Воскресение.

И вот, для того чтобы уверить нас в этом, Господь прежде чем воскрес Cам, воскресил Cвоего друга Лазаря. Этим чудом Он показал, что для Бога нет ничего невозможного. Господь может воскресить человека, даже если его тело уже начало разлагаться, ведь Лазарь был четверодневный, и уже смердило из пещеры, где он был погребен. И эту веру, эту надежду Христос передал всем нам. Будем жить этой надеждой на воскресение воскресение наше, наших ближних и всех людей, которые когда либо жили на Земле.

Не нужно бояться смерти и избегать памяти о ней. Нужно просто готовиться к ней всей своей жизнью, готовиться к той встрече с Господом, которая за порогом смерти ждет каждого из нас.

Аминь!

Предыдущая проповедь
Память прп. Марии Египетской. О власти и служении
Следующая проповедь
О молитве святого Ефрема Сирина
Поделиться:

Мы Вконтакте