История храма Рождества Богородицы на погосте Уполозы восходит к древним временам, архивно-документальная формулировка свидетельствует, что церковь существует "с незапамятных времен". В 1577 году здесь, на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, "построенная исстари", а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское". В начале XVII века "у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии"
 

В неделю о мытаре и фарисее. Память Иверской иконы Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Наших предков отмечала глубокая вера, искренность исполнение Божьих заповедей, ведь в каждом селении стоял православный храм. Если звучит колокол, значит пора на богослужение, и откладывали все свои важные дела: посевную, уборочную, другие работы. И каждый воскресный день наши предки были в храме. Кто-то скажет, что и грех тоже был. Да, грехи тоже были, но было и покаяние, вера и исполнение святых Божьих заповедей. А мы, современные люди, как мы себя ощущаем? Мы себя ощущаем более умными: у нас высшее образование, мы все знаем, у нас все есть. Но справедливы для нас слова Господа: "возвышающий себя он ниже будет, а унижающий себя возвысится". Имея все знания и блага цивилизации, у нас нет главного, у нас нет смирения.

Обратим внимание на притчу, которую сказал Господь, которую мы сегодня прочитали: притча о мытаре и фарисее. Это притча о молитве. Молитва фарисея послужила ему в осуждение, а молитва мытаря - ко спасению. Почему же так? А как нам определить, какая наша молитва? У нас молитва фарисея или мытаря? Очень просто: по плоду молитвы. Какой же плод молитвы? Он только один - расширение внутреннего сердца. Фарисей молился, много слов сказал, но в его сердце не хватило места. До этого мытаря он осудил, посчитал себя выше и посчитал, что у него ничего не может быть общего с этим человеком. А мытарь - он осознавал свою неправоту, свой грех, а потому его сердце вмещало всех, потому что он всех считал лучше себя. Вот какая польза иметь смирение - считать, действительно, верить в то, что ты хуже других.

Наши духовные очи слепы, мы часто не в состоянии увидеть свой грех, гораздо легче нам увидеть чужой грех. Но хотя бы верить в то, что ты действительно хуже других, и уже будет большая польза: твое сердце вместит много людей. А святые преподобные, которые молились в горах, пещерах, на камнях - они молились за весь мир. Их сердце действительно переживало за тех людей, которые в миру, которые может быть не ощущают той молитвенной радости, которую ощущали преподобные. Вот какой плод молитвы, и вот какая молитва должна быть у нас. Поэтому, каждый раз, когда будем молиться утром или вечером, обратим внимание на свое внутреннее состояние. Какое оно? Появилась ли в нашем сердце хоть немножко еще свободного места, в которые мы можем поместить наших ближних? То есть, имея в сердце своем другого человека, ты становишься ближним, по-настоящему ближним, потому что ты сопереживаешь, сочувствуешь ему, соучаствуешь в его жизни. А человек изменчив и естество наше, которое повреждено грехом, часто изменяет Господу. Изменяет добру и истине, и мы согрешаем. Но есть у нас средство - покаяние, для того чтобы восстановить связь с Богом. Наши предки часто пользовались этим средством. Нам же это средство не даёт использовать только одно - наша гордость. Но обратим внимание, как все-таки жили наши предки.

Тринадцатого октября 1648 года в Москве торжественно с крестным ходом состоялась встреча чудотворного списка Иверской иконы Божьей Матери, и для нее специально была построена часовня на Красной площади, в которой она была помещена. Люди приходили к ней, молились. А поскольку Иверская икона является Вратарницей, икона помещается во вратах Иверского монастыря на Афоне. И в Москве также список чудотворной иконы был помещен на Красной площади, и люди считали должным перед поездкой, путешествием, прийти к Иверской иконе и помолиться Божьей Матери, Благой Вратарнице, чтобы она устроила их путь. Перед Иверской иконой люди каялись в своих прегрешениях. Так, осужденный на казнь бунтовщик Емельян Пугачев попросил перед казнью прийти к Иверской иконе, и исполнили его просьбу, и он поклонился Божией Матери, затем поклонился на четыре стороны, народу, и сказал: "Простите меня, православные". Но потом наступили другие времена, и Иверская часовня была разрушена на Красной площади.

Без покаяния жить человеку невозможно. Покаяние было у наших предков. Православная вера - это то, что объединило разрозненные княжества в одно целое, сильное русское государство. А как можно объединиться не смирившись, не примирившись друг с другом? Вот какой плод православной веры. И нам всё дано для того, чтобы жить вместе, и жить в мире, исполняя Божьи заповеди. А если и согрешим в чем-то, у нас есть средства к исправлению - покаяние. Будем же пользоваться тем, что даёт нам Господь.

Аминь!

Предыдущая проповедь
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Следующая проповедь
Христианин должен приносить плод
Поделиться:

Мы Вконтакте