История храма Рождества Богородицы на погосте Уполозы восходит к древним временам, архивно-документальная формулировка свидетельствует, что церковь существует "с незапамятных времен". В 1577 году здесь, на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, "построенная исстари", а "в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское". В начале XVII века "у церкви на церковной земле во дворе поп Андрей, да с ним живет дьячок Федька Иванов, во дворе пономарь Куземка Ефремов, во дворе просвирница; да на церковной же земле 4 келии"
 

Слово на Собор Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

После рождества Господа нашего Иисуса Христа, по уставу Православной Церкви, мы празднуем Собор Пресвятой Богородицы. Прославляем Ту, благодаря Которой стало возможным воплощение Бога-Слова, и мы обращаемся к Божьей Матери с просьбой о том, чтобы она Своей молитвой всегда сохраняла и защищала нас. Мы чтим Пресвятую Богородицу не только потому что Господь избрал Её стать Его пречистой Матерью, но и потому, что Она явила подвиг безграничной веры в Бога. Незадолго до Рождества Христова, мы с вами, братья и сестры, вспоминали тех ветхозаветных праведников, через которых Господь готовил мир к пришествию Сына Божьего. И в этой цепи праведников и праведниц, которая вела к пришествию Сына Божия, Матерь Божья стала последним звеном, вершиной ветхозаветной человеческой святости. Выше Её святости никогда не было и не будет. Выше и святей Её только Сам Господь. Даже ангелы, херувимы и серафимы, не столь святы и совершенны, как Пресвятая Богородица. И мы, прославляя Её как нашу Заступницу, радуемся, что Она нашего человеческого рода, одна из нас. Если в Её жизни могли быть явлены плоды веры и святости, то и в нашей жизни это в какой-то мере возможно. 

В этот второй день по Рождестве Христовом, Церковь напоминает не только о Пресвятой Богородице, но и об обстоятельствах Рождения Господа Спасителя. В евангельском чтении мы с вами слышали о царе Ироде, который, боясь, что Царь Иудейский сместит его на престоле власти, приказал убивать всех младенцев в Иудее от двух лет и ниже. Об этом страшном событии, об этой ужасающей жестокости мы с вами сегодня и слышали за Литургией. В евангельском чтении это повествование наполняет нас ужасом перед безумием человеческим, не знающим границ. Но в то же время мы видим, что над человеческой злобой и ненавистью, над мраком греха, сияет благодать Божья и совершаются дела славы Божьей. Эти тысячи младенцев, погибших от руки беззаконного царя Ирода, стали не просто жертвами, но первыми мучениками за Христа. И церковь прославляет этих вифлеемских младенцев как мучеников. Бесчестие Ирода коренится в его неверии. Об этом говорит богослужение Рождества Христова, когда применительно к Ироду цитируются слова Псалтири: "Рече безумен в сердце своем: несть Бог". То есть, нет Бога. 

В истории человечества было много безумных нечестивцев, пренебрегающих законы Божьи и отрицавших существование Бога. К сожалению, есть они и сегодня. Но если нет Бога, то нет и нравственных законов. Если Бога нет, то все дозволено. Так говорит великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Безбожники, ни перед чем не останавливаясь, для достижения земных целей даже перед убийствами, в том числе и массовыми. Таких иродов в истории человечества было много. И чем больше власти было у иродов, тем больше преступлений эти ироды могли совершить. Если Ирод, царствовавший маленький иудей, сумел истребить несколько тысяч младенцев, то ироды, властвовавшие в больших странах, истребляли миллионы людей для достижения своих политических или иных целей. За всеми этими злодействами стояло одно - отсутствие веры в Бога, в то, что существует абсолютный нравственный критерий, в то, что есть всевидящее око Божье, и Он знает не только дела, но и помышления сердечные, как сказано в Священном Писании. В безверии, в отступлении от Бога - источник иродовых деяний во все времена. 

В рождественские дни Церковь еще раз напоминает нам, что основой нравственности является вера в Бога, и эта вера является не просто делом личного благочестия человека, его личного выбора. Если человек не стоит на стороне Бога, ему очень трудно не стать на сторону дьявола, потому что никогда человек не может быть нейтральным по отношению к Богу. Он или с Богом, за Него, или без Бога, и против Него. Будем, братья и сестры, благодарить Бога за то, что Он даровал нам веру, и будем просить Его помочь нам стать истинными верующими, не на словах, а на деле, чтобы в нашей жизни, как в жизни святых, как в жизни Божьей Матери, была явлена слава Божья. Чтобы через нас распространялось добро и правда Божья, чтобы она воссияла в нашем христианском сообществе. 

Аминь.

Предыдущая проповедь
Слово на Рождество Христово
Следующая проповедь
Слово в день памяти преподобного Серафима Саровского
Поделиться:

Мы Вконтакте